Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятие «нормативно-правовые акты» включает комплекс актов правотворчества, принятых органами законодательной и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты издаются органами государственной власти лишь в определенной форме и в рамках компетенции определенного правотворческого органа. Отсюда юридическая сила нормативно-правового акта определяется местом в системе органов государства того органа, от имени которого он выдан. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права общеобязательного характера. По существу, данное понятие является синонимом понятия «законодательство» в широком смысле слова .
Центральным вопросом теории позитивного права является действие закона, реализация его норм, социальный механизм действия позитивного права. Поэтому не вызывает удивления возвращение к проблемам действия закона в современной теории права: закон как основа структурирования и развития современного российского законодательства привлекает внимание исследователей в связи с происходящими изменениями, вызванными цифровыми, информационными тенденциями изменений общественных отношений, инновационными составляющими правовой сферы и правового регулирования.
Глава 1. Понятие, признаки и особенности нормативно-правового акта как источника права
Право, как сложное социальное явление и основа любого государства, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки своего формирования, то есть систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения.
Источник - это основное начало, исходное положение. Обычно различают источники права в широком и узком смысле слова. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще и источники права.
Нормативный правовой акт - самый распространенный источник права. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают появляться с развитием централизованного государства, его становления и усиления его роли.
Именно с помощью нормативно правовых актов устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
В научной и учебной литературе нормативно-правовому акту также даются разные определения, его часто неверно отождествляют с правовым актом.
Нормативно правовой акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений, это - письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Попытки законодателя сформулировать определение нормативного правового акта успехом не увенчались, хотя и имеют место быть. Например, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
В концепции Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», разработанной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, нормативный правовой акт понимается как письменный официальный документ, принятый в установленной форме субъектом правотворчества и направленный на установление, изменение, введение в действие или признание утратившими силу правовых норм как общеобязательных правил постоянного или временного характера, адресованных неопределенному кругу лиц и рассчитанных на многократное применение.
В судебной практике правоприменителем – Верховным Судом Российской Федерации – изначально в постановлении Пленума от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» , а затем в постановлении от 25 декабря 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» вместо определения нормативного правового акта дан перечень признаков, которые позволяют говорить о принадлежности оспариваемого акта к нормативному правовому акту: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Глава 2. Классификация нормативно-правовых актов
Кратко рассмотрим здесь существующие классификации нормативно-правовых актов, которые, естественно, зависят от легальных либо доктринальных критериев или оснований. Так, В.К. Бабаев все принимаемые в России законы группирует следующим образом:
а) «по значимости и юридической силе» (к ним он относит Конституцию РФ, федеральные конституционные законы) и обыкновенные (текущие) законы;
б) «по органу, принимающему нормативно-правовой акт», им выделяются общефедеральные законы и законы субъектов РФ;
в) «по объему и объекту регулирования» все нормативно-правовые акты подразделяются на общие и специальные.
Первые «посвящены целой сфере общественных отношений» (например, кодексы), вторые законы «регулируют более узкие сферы общественных отношений».
В отечественной и зарубежной литературе существуют и более подробные классификации. Так, некоторые авторы выделяют: Конституции; конституционные законы; международные договоры, утверждаемые законом; программные законы; указы, изданные на основе конституционных норм.
В Германии, по мнению А. Рёрихта, по своей юридической природе выделяются: Основной закон, то есть то, что является Конституцией, конституционные законы, федеральные законы и законы Земель. Кроме того, по характеру кодификации разграничиваются: Основной закон ФРГ, Конституция; законы в виде кодексов и уложений, обеспечивающих по возможности полное регулирование общественных отношений. Законы различаются на основные (гражданский кодекс) и дополнительные (законы об акционерных обществах).
На наш взгляд, указанные выше классификации нормативно-правовых актов имеют ограниченный характер, поскольку не учитывают критерии разграничения, характерные для других нормативных правовых актов.
С учетом данных критериев можно дать дополнительные классификации нормативно-правовых актов:
1. в зависимости от правовой системы (семьи) различают законы, присущие, например, российской и белорусской правовым системам, мусульманской и индусской правовым семьям;
2. в зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них нормативно-правовых предписаний различают законы гражданского (ГК РФ), уголовного (УК РФ) и других отраслей права;
3. по технологии издания возможно деление на законы, принятые на референдумах либо высшими представительными органами или субъектами Федерации (республикой Татарстан, штатом Техас);
4. по целям они разграничиваются на учредительные, правонаделительные, правоизменяющие и правопрекращающие, а также регулятивные и охранительные, правовосстановительные, карательные, превентивные и другие законы;
5. в зависимости от цельности, юридической и логической завершенности существенное значение имеет их деление на кодифицированные (ТК РФ, ГК РФ) и некодифицированные законы .
Многие отечественные и зарубежные авторы полагают, что первые имеют большую юридическую силу перед некодифицированными законами. Указанное положение нередко легально закрепляется в тех или иных странах. Однако в литературе существует и другое мнение, согласно которому кодифицированные и некодифицированные акты обладают одинаковой юридической силой.
Глава 3. Закон как источник права: его особенности и виды
Теория права понятие закон формулирует таким образом, это нормативно-правовой акт, который принимает высший представительный орган государства в особенном законодательном порядке, у которого наивысшая юридическая сила и которым регулируются самые важные общественные отношения с позиции интересов и потребностей граждан .
Нужно также отметить, что общий характер (нормативность) законов не значит, что в законах не содержатся отдельных индивидуальных или директивных предписаний, таких как поручения, правительству, бюджетные либо плановые показатели, программные положения, декларации. Так, законом о государственном федеральном бюджете в основании состоит из финансового показателя, но кроме этого состоит из некоторых норм обычного вида общих норм .
Законом в праве является нормативно-правовой акт; установленные в государстве общеобязательные правила. Исходя из узкого, юридического смысла, закон - является юридическим актом, который принимают высшие представительные органы государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления граждан во время референдума, и который регулирует самые значимые общественные отношения.
Нормы по правилам принятия законов определены в Конституции. Законы составили основание системы прав государства, обладают наивысшей юридической силой по отношению к нормативно-правовым актам иных государственных органов. Законы характеризуют особенным порядком принятия, специальными законотворческими процедурами, которые распадаются на определенные стадии: законодательной инициативы, обсуждения законопроектов, принятия законов и их опубликования.
На основании значимости имеющихся в законах норм их подразделяют на конституционные, органические, обычные. Обычные законы подразделили на кодификационный и текущий. Законы, это основной источник права общества.
Закон может быть юридическим, нравственным, математическим, физическим, языковым, философским, мистическим, политическим, церковным, экономическим. У всех типов закона существует собственная трактовка, но помимо этого существуют свои черты, которые установили, что такое закон. Законом являются нормы поведения, которые приняты в обществе, которые все время повторяются в природе либо должны повторяться и исполняться в обществе.
Законом являются общеобязательные правила, которые регламентируют поведение, деятельность каждого члена общества либо отношения с самим государством. Проекты законов становятся законами после принятия и утверждают высшие законодательные органы государственной власти. Справедливость законов определяют уровнем соответствия господствующими нормами морали либо нравственности, которые присущи определенному обществу на определенной территории и в определенный период времени.
Следовательно, это свод правил, которые нельзя нарушать. Определяют данные правила во всех типах закона по-разному. Юридический закон создает правительство, нравственный закон создают люди, общество, причем многие поколения.
Математический и физический закон создается в природе, а излагается и систематизируется людьми, на основании того, что содержит, свод правил работающих не смотря на то, открыт он человеком либо нет. На основании этого такой закон постоянный, существует вне территориальной границы, национальности, времени.
Глава 4. Подзаконные акты: понятие, признаки и иерархия
М.М. Рассолов солидарен с С.Л. Зивсом и говорит о том, что подзаконными нормативными правовыми актами он называет нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. М.Н. Марченко, хотя и упоминает термин «подзаконный акт», но его содержание не раскрывает .
Достаточно полное и четкое определение дал Н.А. Пьянов: «Подзаконные нормативные акты можно определить как основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить» .
Если в отношении понятия подзаконного нормативного правового акта не существует особых разночтений, то при выделении основных признаков уже такого единства мнений нет. Правда, есть ряд признаков подзаконных нормативных правовых актов, которые не оспариваются. Это то, что, во-первых, подзаконные акты являются нормативными правовыми актами; во-вторых, они всегда принимаются в соответствии с законом; в-третьих, имеют подзаконный характер, т.е. подзаконные нормативные акты могут только развивать и детализировать закон и не должны ему противоречить.
Некоторые ученые, в частности, М.М. Рассолов, А.С. Пиголкин, С.В. Бошно, О.А. Пучков, подчеркивают, что признаком подзаконного акта является то, что он принимается только органами и должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления). Данный признак вызывает возражения: если исходить из этой точки зрения, невозможно определить место актов иных органов государственной власти (например, палат Федерального Собрания), нормативных правовых актов субъектов с особым статусом (Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Центральной избирательной комиссии, Банка России) и актов, принимаемых населением на местных референдумах и сельских сходах, в системе нормативных правовых актов. Следовало бы выделять не только органы исполнительной власти, но и иные субъекты, уполномоченные издавать (принимать) подзаконные нормативные правовые акты .
В связи с тем, что нет единства мнений по поводу субъекта, полномочного издавать подзаконный акт, нет единства мнений и в отношении видов подзаконных нормативных правовых актов.
В.К. Бабаев выделяет следующие виды подзаконных актов: нормативные акты палат Федерального Собрания; нормативные акты Президента; нормативные акты Правительства; нормативные акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления; локальные акты .
Глава 5. Пределы действия нормативно-правовых актов
Действие нормативных правовых актов во времени. Пределы действия нормативных правовых актов во времени определяются моментом их вступления в силу и прекращения их действия. Нормативные правовые акты вступают в силу с даты публикации, со дня издания, со времени установленного специально или по истечении конкретного периода времени. Так, согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации», федеральные конституционные законы, если в них не определен конкретный срок, вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Для нормативно-правовых актов высших исполнительных органов власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», определены сроки для Указов Президента Российской Федерации - через семь дней; для постановлений, актов Правительства - через десять дней после их официального опубликования, если в самих таких актах не конкретизируется специальный срок, а распоряжения - с момента подписания . Акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, определяющие правовой статус или имеющие межведомственный характер, публикуются только после их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Ведомственные правовые акты обычно вступают в силу с момента их получения конкретными адресатами.
Прекращение действия нормативных правовых актов имеет связь с истечением заданного периода времени или с изменением обстоятельств, на которые был разработан конкретный нормативный правовой акт. Однако, как правило, большая часть нормативных правовых актов характеризуются их бессрочностью и утрачивают свою юридическую силу только в случаях их прямой официальной отмены или принятия нового акта, который регулирует эту сферу правовых отношений.
Заключение
Таким образом, нормативно правовые акты - это основные источники права, основа государства и неизменный атрибут современного мира. Они обладают большим многообразием и регулируют общественные отношения.
Нормативно правовые акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Так же их можно разделить по различным основаниям:
По предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);
По территории действия (федеральные, региональные и местные).
Для большего правопонимания и удобства нормативные акты принято систематизировать.
Основными формами систематизации являются: учёт, инкорпорация, консолидация и кодификация.
У различных типов источников права различная юридическая сила, различная форма, но у каждого источника есть место в иерархии зависимости от законов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5506.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2008 (утратило силу).
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 2, февраль, 2019.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, ноябрь, 2016.
7. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 сентября 2017 г. № 33-19143/2017.
8. Определение Иркутского областного суда от 25 апреля 2018 г.
9. Определение Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. № 4га-10748/2017.
10. Беглов А.И. Некоторые вопросы об источниках права // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2017. С. 30.
11. Вороненко О.А., Яценко В.В. Прямое действие Конституции РФ // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права Сборник научных статей. 2016. С.72.
12. Герасименко Т.В., Авилова О.Е., Костина Л.Е. Источники права РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1 (43). С. 13.
13. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С. 113.
14. Крамер И.А. Источники права и их система // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1. С. 56.
15. Исаев И.А. «Индивидуальный закон»: рождение понятия // История государства и права. 2017. № 24. С. 3.
16. Казанцев С. М. Проверка подзаконных нормативных правовых актов Конституционным Судом Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 1. С. 3.
17. Лукьянова Е.С. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: уч. пос. 3-е изд. М., 2017. С.73.
18. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // государство и право. № 4. 2015. С.76.
19. Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 44 c.
20. Ображиев К.В. Проблемы нормативного отражения системы формальных источников российского уголовного права // Государство и право. 2017. № 5. С. 51.
21. Пресняков М.В. Закон как источник права: проблемы текста Конституции РФ // Законодательство. 2016. № 9. С. 44.
22. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавров. – М. : Юрайт, 2016. – 187 с.
23. Петров А.П. Некоторые аспекты соподчинения источников права // В сборнике: Актуальные проблемы сравнительного правоведения: теория и практика сборник научных статей. 2017. С. 205.
24. Сагандыков М.С., Попов В.И. Реализация принципа прямого действия Конституции РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 1. С.91.
25. Скурко Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право. 2015. № 4. С. 60.
26. Фролова Е.А. Теория естественного права (Исторический аспект) // Государство и право. 2015. № 1. С. 71.
27. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85.
28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2018. С. 108.
29. Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А. А. Хахов. // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 437.
30. Яковлев, И.А. Основы правоведения. – М.: Академия, 2016. С. 177.